Как быть ученым сегодня? – вопрос, казалось бы, банальный. Но даже при первом приближении очевидны проблемные области: удается ли заинтересовать наукой современных студентов? есть ли молодое поколение отечественной науки? какие трудности могут ждать уже состоявшегося ученого? На эти и другие вопросы отвечала заместитель декана по научной работе факультета Романо-германской филологии Кубанского государственного университета, профессор, доктор филологических наук Вероника Викторовна Катермина.

Илья Федоров: Сегодня заниматься наукой – это модно, престижно, почетно? Что вообще значит «быть ученым»?

 

Вероника Катермина: Прежде всего, я думаю, что наука – это призвание. Потому что наука никогда не была прибыльной, не приносила материального благополучия. Это, скорее всего, состояние души. Вряд ли что-то изменилось. Наукой занимались для души, для саморазвития и в прошлом веке, и сейчас; думаю, и всегда так будет.

И.Ф. То, чем занимаются студенты в университете в рамках курсовых, дипломных, диссертационных исследований, – это наука?

 

В.К. Да, это наука. Когда ребята поступают в Кубанский государственный университет, они прекрасно понимают, что университет – это образовательное учреждение, где должны заниматься наукой. Поэтому написание курсовых, ВКР [выпускная квалификационная работа. – Прим. И. Ф.] и потом написание диссертаций магистерских, диссертаций на соискание ученых степеней – да, это лесенка, которую должен пройти каждый, кто хочет стать ученым. Более того, в КубГУ на каждом факультете существует Студенческое научное общество (СНО), которое в последние годы очень активизировалось, и очень многие студенты, в частности – первокурсники, заинтересованы заниматься наукой. Они полны энтузиазма, потому что в школе они тоже как-то пробовали заниматься этим. И они с удовольствием пытаются разобраться в том, что такое наука, поэтому они записываются в СНО, они начинают писать статьи, и к концу года большинство из них уже публикуются. Когда на втором курсе они пишут курсовую работу, они уже имеют какой-то опыт.

И.Ф. Как можно оценить реальный вклад студентов, в рамках их исследований, в развитие фундаментальной или прикладной науки?

 

В.К. Смотря что подразумевать под оценкой. Думаю, прежде всего, ими руководит интерес. Если мы говорим о студентах, то больше это прикладное значение. Они пытаются использовать знания, которые они получают в университете, чтобы применить их в научной области. Поэтому фундаментальные знания… я боюсь, что, по крайней мере, теория языка и чистая лингвистика не могут квалифицироваться как фундаментальные знания.

И.Ф. На каком этапе можно понять, что условный Иван Петров – это новый академик Андрей Зализняк или будущий профессор Ноам Хомский?

 

В.К. Я думаю, что уже с первого курса видна заинтересованность и начитанность студентов, виден их общий уровень. Уже тогда можно понять, что это, если и не новые имена в истории науки, то, по крайней мере, эти люди могут внести свой вклад в лингвистику или в языкознание в широком смысле.

И.Ф. Назовите имена студентов или выпускников последних 5–7 лет, от которых, на Ваш взгляд, можно ожидать прорывных исследований или открытий в языкознании – тех, кто продолжает заниматься наукой и показывает потенциал.

 

В.К. Я могу назвать фамилии моих защитившихся аспирантов. К сожалению, они не собираются продолжать заниматься дальше наукой, то есть они не собираются писать докторские диссертации. Я не знаю, может, когда-то это к ним придет. Только что – в декабре 2017 года – под моим руководством защитила кандидатскую диссертацию Марина Мещерякова, выпускница нашего факультета. Также с ней защищалась Татьяна Сафронова. Обе защитили кандидатские диссертации в Майкопе. Глубина исследований и отзывы оппонентов, считающих, что их работы – это больше, чем кандидатские, позволяют думать, что есть у нас еще потенциальные кадры, которые могут внести что-то новое в развитие науки.

И.Ф. Назовите имена преподавателей, профессоров РГФ, кто пользуется неподдельным авторитетом в российском или международном научном сообществе языковедов.

 

В.К. Первое, что приходит на ум, это Анатолий Григорьевич Баранов. Его работы цитируются, его имя известно. Юрий Константинович Волошин, Эмма Григорьевна Рябцева, Лариса Иосифовна Сидорова, Владимир Ильич Тхорик [кафедра английской филологии. – Прим. И. Ф.]. Это люди, которые всю жизнь посвятили науке. Татьяна Михайловна Грушевская, Нелли Юрьевна Фанян [кафедра французской филологии. – Прим. И. Ф.]. Опять же, люди, которые продолжают работать. Из более молодых можно назвать Ирину Павловну Хутыз [кафедра прикладной лингвистики и новых информационных технологий. – Прим. И. Ф.], Марину Алексеевну Олейник [кафедра немецкой филологии. – Прим. И. Ф.]. Наверное, всех назвала. У нас на факультете есть основа, у которой есть продолжение. На кафедрах нашего факультета много людей, которые защищаются и которые пользуются авторитетом как в отечественной, так и в зарубежной лингвистике.

И.Ф. Какова роль ученого в современном обществе?

 

В.К. Сегодня, в век научно-технического прогресса, человечество особенно ясно осознает место и значимость науки в своей жизни, поэтому логично и возрастание роли учёного в развитии общества. При этом делается вывод, с которым трудно не согласиться: в истории бывают такие периоды, когда роль одного человека в решении каких-то исторических проблем может быть более значимой, чем роль других факторов, даже взятых вместе. Ученый – это человек, обладающий специальной профессиональной подготовкой и владеющий специальными навыками и приемами исследовательской деятельности. Имеющиеся знания и свои познавательные способности ученый использует для дальнейшего расширения сферы научного познания, ориентируясь на получение объективного и достоверного знания. Учёные являются главными двигателями прогресса современного общества.

И.Ф. Какова роль науки в современном обществе?

 

В.К. Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем знания необходимы для поддержания и развития жизнедеятельности человека. Человек должен быть фундаментально образован, чтобы на этом фундаменте уметь построить новое здание нового конкретного знания в соответствии с новыми требованиями текущего дня, чтобы в будущем сохранять лидирующую позицию.

 

С помощью научных знаний человек постигает мир. Большая роль науки в современном обществе состоит в том, что управлять им, не имея определенных знаний, невозможно. Научные знания привели к изменениям социальной структуры общества: появилось большее количество людей, занимающихся умственным трудом, и уменьшилась численность тех, кто занят неквалифицированным трудом. Наука воздействует на человека непосредственно через образование.

 

Определяя роль науки в обществе, следует уделить внимание вопросам взаимоотношений ученого и его исследований с человечеством, уровню социальной ответственности деятелей науки. Современная наука должна чувствовать свою этическую ответственность за будущее всей планеты.

И.Ф. Должно ли государство поддерживать науку? Или наука должна быть самодостаточной коммерческой структурой? Возможно ли это в лингвистике?

 

В.К. Необходим баланс, когда ученые смогут заниматься любимым делом во благо науки, имея достаточную материальную базу, хорошие технические условия. Ученые делают открытия не ради материальных благ, они выполняют научно-исследовательские работы по государственным заданиям, побеждают в грантовых конкурсах, но, вместе с тем, если они могут заработать деньги и способствовать этим развитию не только науки, но и учреждения, в котором они работают, это надо только приветствовать. В этом отношении показателен пример Кубанского государственного университета, в котором уже несколько лет ежегодно в День российской науки чествуют лучших ученых вуза, которые добиваются высоких результатов в научной деятельности и вместе с этим привлекают большой объем средств в стены университета.

 

Я не уверена, что это возможно в лингвистике, так как мы говорим о тех отраслях науки, которые имеют прикладное значение. Но взаимодействия лингвистики с другими науками, междисциплинарные качества, важные в наши дни, способны вывести лингвистику на новый уровень и привести к открытиям, имеющим важное прикладное значение.

И.Ф. Что сегодня предлагает университет и факультет студентам и преподавателям, чтобы стимулировать их научную деятельность?

 

В.К. Материальная поддержка – это очень важно. Потому что сейчас очень серьезные требования, чтобы быть ученым. Необходимо иметь определенный рейтинг, чтобы действительно котироваться. И для этого нужно выполнять ряд условий. В частности, одно из них – это SCOPUS’овские статьи. И поэтому тем ученым нашего университета, которые успешно это делают, выплачивается премия, так как не все журналы бесплатны для публикации. Есть возможность участия в конференциях, как по стране, так и за рубежом. И университет старается обеспечивать, дает возможность ученым участвовать в этих конференциях. …Что касается конференций – да, у нас проводятся конференции на кафедрах. Сейчас это очень важная часть работы кафедр. В этих рамках проводятся практически на каждой кафедре каждый год конференции, в результате которых выпускаются сборники, которые потом попадают в РИНЦ. И это тоже дает возможность ученым публиковаться и быть известными за пределами своего ВУЗа. Для студентов – это студенческие научные конференции, которые проводятся ежегодно в апреле. По окончании конференции лауреаты имеют право опубликовать свои научные исследования в соответствующих сборниках. Они начинают набирать свое портфолио, и потом это им помогает в получении разного рода стипендий и грантов.

И.Ф. Может быть, какие-то еще форматы научных мероприятий проводятся, помимо конференций? Какие из них наиболее интересны студентам, как Вы считаете?

 

В.К. В рамках СНО каждый месяц проводятся мероприятия, где студенты обсуждают, собственные исследования или прочитанные книги. В конце года проводятся научные игры такого научно-развлекательного плана, которые позволяют понять, какие знания получены в науке. Я думаю, что им интересно все. На самом деле, сейчас интерес к науке возрастает, и это действительно видно. Поэтому они очень серьезно готовятся к конференциям, к апрельской конференции – им интересно участвовать и делать презентации, им интересно играть в игры. Поэтому я не думаю, что сложно выбрать какой-то один определенный формат.

И.Ф. Есть ли элемент социального соревнования? Когда хочется выступить лучше, чем одногруппники. Или если это за пределами ВУЗа, то проявить себя неким «послом» от университета.

 

В.К. Думаю, да, гордость… Не могу говорить обо всех факультетах, но вот эта гордость за то, что ты принадлежишь к факультету РГФ, она присутствует на всех уровнях. И поэтому всегда, когда выступают наши студенты, они всегда стараются побеждать.

И.Ф. Выпускники факультета РГФ – это потенциальные преподаватели иностранного языка, верно?

 

В.К. Не обязательно. В последние годы – в связи с переходом на «болонский процесс» – это бакалавры или магистры филологии. Поэтому раньше если в квалификации писалось, что это филолог – преподаватель двух иностранных языков, сейчас пишется, что это бакалавр или магистр филологии. Это, на самом деле, уже степень. И это подразумевает, что выпускники, имеющие эту степень, – это люди, которые обладают достаточно высоким уровнем научных знаний, которые могут решать какие-то научные задачи, и могут дальше развиваться и вносить вклад в науку. Да, это уже другой уровень, совершенно другой формат, но, тем не менее, акцент на том, что наука выходит на первый план даже по квалификации. Прежде всего, сама программа направлена на то, что студенты получают фундаментальные знания о предметах, и поэтому вне зависимости от того, хотят студенты заниматься или не хотят, они в любом случае получают определенный набор знаний, который помогает им быть специалистами и понимать, что такое наука.

И.Ф. Обязательно ли практикующему преподавателю иностранного языка – в сельской школе, в провинциальном колледже, в городском лицее и т.п., то есть не студенту, не аспиранту – быть участником научно-исследовательского процесса: участвовать в конференциях, публиковать статьи по дидактике, методике и пр., повышать квалификацию?

 

В.К. Я считаю, что любой специалист должен постоянно совершенствоваться, повышать свою квалификацию – участие в конференциях (даже в виде слушателя) расширит научные горизонты, даст возможность обратить внимание на что-то новое, посмотреть иначе на старую проблему и решить ее.

 

Практикующий преподаватель в своих статьях и научных работах может обобщить свой опыт и поделиться с коллегами наработками, мыслями практического плана, что, вне сомнения, очень важно для дидактики, методики преподавания иностранного языка, педагогики и психологии. В наши дни большое значение приобретают онлайн-семинары, объединяющие людей одной профессии из разных стран и позволяющие обмениваться опытом.

И.Ф. Что лично для Вас значит заниматься наукой?

 

В.К. Когда я поступала в университет, я выбирала между Пятигорским лингвистическим институтом или Кубанским госуниверситетом, и так как КубГУ – это академический ВУЗ, это уже предполагало занятие наукой. Поэтому сам выбор предопределил… Мне всегда нравилось заниматься наукой. Я думаю, это состояние души. Это то, чем мне нравится заниматься.

И.Ф. Замечательно! Спасибо!

 

В.К. Спасибо большое Вам!

Благодарю Веронику Викторовну Катермину за содержательную беседу и Александра Гончаренко за редактуру текста интервью.